Конструкция поршня двигателя и признаки его износа
08.12.2021
Поршень ДВС представлен в виде элемента цилиндрической формы, который способствует преобразованию перепадов давления газов в камере сгорания в энергию шатуна. Таким образом реализуется термодинамический процесс силового агрегата.
О конструкции поршня
Стандартный поршень двигателя имеет несложную конструкцию, состоящую из трех основных элементов. Рассмотрим каждый из них детальнее.
Днище
Днище необходимо для восприятия газовых сил и тепловых нагрузок, которые появляются при сгорании топливовоздушной смеси. На его форму влияют различные факторы. Например, разновидность мотора, особенности газообмена в цилиндре, расположение свечей зажигания и пр.
Поршни могут быть с выпуклым и вогнутым днищем. Первые обладают повышенным уровнем прочности, но функционируют в камере сгорания линзовидной формы, что увеличивает количество механических потерь. Вторые – довольно распространенные изделия для дизельных и бензиновых двигателей. Их основная проблема – склонность к образованию нагара.
Уплотняющая часть
Состоит из поршневых колец (два компрессионных и одно маслосъемное).
Их главная задача – сделать так, чтобы отработавшие газы не попали в картер мотора из камеры сгорания. Форма колец может быть абсолютно разной: конусообразной, трапециевидной, бочкообразной. Для большей эффективности и долговечности они укрепляются специальной стальной вставкой.
Маслосъемные кольца выполняют не менее важную функцию: удаляют излишки масла и препятствуют его проникновению в камеру сгорания. В некоторых случаях они дополнительно оснащаются пружинным расширителем.
Направляющая часть
Направляющую часть поршня принято называть юбкой. Ее внутренняя сторона содержит приливы, в которых можно найти отверстие под поршневой палец (фиксируется с помощью специальных канавок). Нижняя кромка юбки имеет буртик, участвующий в механической обработке и подгонке поршня.
Основная функция этой части – поддержание положения поршня и передача боковых усилий на стенки цилиндра.
Почему изнашивается поршень?
В процессе эксплуатации поршень ДВС подвергается механическим повреждениям и постепенному износу, о чем свидетельствует:
- увеличенный расход масла и топлива;
- сниженная мощность силового агрегата;
- образование нагара на свечах зажигания;
- появление синего дыма из выхлопной трубы;
- нестабильная работа ДВС (особенно на холостых оборотах).
Что касается наиболее распространенных проблем для поршневой группы, то сначала стоит выделить задиры и нагар, которые появляются на днище поршня. Это происходит из-за того, что нарушается процесс сгорания, деформируется / засоряется масляная форсунка или происходят проблемы при работе системы охлаждения.
Еще одна возможная неприятность – следы от ударов на днище, которые указывают на слишком большой выступ поршня, неправильную посадку клапана, неправильно выставленные фазы газораспределения и неподходящее уплотнение ГБЦ.
Среди других проблем поршневой группы:
- масляный нагар на днище (избыток масла в камере сгорания);
- кавитация гильз (недостаточное охлаждение, применение неподходящего антифриза, ошибки при посадке гильз цилиндров);
- трещины на днище и в полости камеры сгорания (ошибки при монтаже, плохое охлаждение поршня и недостаточная компрессия в цилиндрах).
Заключение
Каждому автомобилисту важно следить за тем, в каком состоянии находится поршневая группа двигателя. Если вам понадобился новый поршень ДВС, то предлагаем купить его в нашем интернет-магазине Drossel. Быстро подобрать все необходимое для ТО можно, кликнув по этой ссылке:
Здесь каждый желающий найдет широкий ассортимент автозапчастей по приемлемым ценам и сможет получить профессиональную консультацию менеджеров. Актуальные отзывы других покупателей помогут быстрее определиться с выбором необходимого товара. Заказы доставляются по всей территории Украины!
Читать другие статьи...