Виды и классификация тормозных жидкостей
Тормозная система, а значит и тормозная жидкость, является одним из самых главных узлов транспортного средства. От нее зависит жизнь водителя и пассажиров, целостность авто. Качество тормозной жидкости должно соответствовать установленным стандартам, от этого вещества зависит правильность работы транспортного средства. Значимость тормозной жидкости не преувеличена, ведь другие жидкости, заливаемые в автомобиль (моторное масло, антифриз), отвечают за моторесурс двигателя, а тормозная жидкость – за безопасность пассажиров. По составу основы тормозные жидкости бывают силиконовые, минеральные и гликолевые. Также они отличаются качеством и количеством присадок, красителей и прочих химических веществ. В зависимости от процентного содержания воды, бывают сухие тормозные жидкости (новые разработки) и увлажненные (количество воды 3,5%). Эти 3,5% – это и есть предел температуры, до которой разогревается вещество в тормозной системе.
Подбирать тормозные жидкости нужно по нескольким параметрам:
-
температура закипания;
-
гигроскопичность;
-
вязкость;
-
воздействие на резину;
-
воздействие на металлы;
-
стабильность;
-
смазывающие свойства.
В результате длительного торможения (например, на спусках, горных дорогах), тормозной диск вследствие трения может раскаляться до 300/350°C. Этот термальный показатель через металлический поршень рабочего тормозного цилиндра передается тормозной жидкости. Она начинает разогреваться, вплоть до закипания. От этого факта зависит жизнь всех людей, находящихся в автомобиле. Поскольку все вещества в природе имеют свою точку кипения, не являются исключением тормозные жидкости, которые закипают при определенной температуре. Эти вещества выпускаются согласно требованиям американской системы безопасности автомобилей (департамента транспорта) FMVSS№116 DOT.
Требования FMVSS№116 DOT разделяют тормозные жидкости на три класса:
-
DOT 3, вязкость не более 1500 мм/с² (для -40°С). Жидкость на основе гликолевой кислоты. Достаточно агрессивна к лакокрасочным поверхностям;
-
DOT 4, вязкость не более 1800 мм/с² (для -40°С). Вещество на гликолевой основе, разъедает краску;
- DOT 5.1, вязкость не более 1900 мм/с² (для -40°С). Изготовлена на основе силикона. Негигроскопична, нейтральна к лакокрасочным покрытиям.
В соответствии с указанными стандартами, требования к температуре кипения таковы: сухой жидкости не ниже 230/240/260°C, а увлажненной жидкости не менее 140/155/180°C соответственно для каждого класса. Для бесперебойной работы тормозной системы современных авто минимальными требованиями обладает класс DOT-3. Этого сегмента жидкости считаются устаревшими, поскольку рассчитаны на применение в тихоходных транспортных средствах. На современные авто, обладающие усовершенствованными динамическими качествами, рассчитаны тормозные жидкости класса DOT 4. У них улучшены эксплуатационные характеристики, применяются в транспортных средствах с дисковыми тормозами на всех колесах. Для авто, эксплуатация которых требует резкого торможения, интенсивных разгонов и частых остановок нужно применять тормозные жидкости класса DOT-5.1
Почему так важна температура закипания жидкости в тормозной системе? В результате кипения вещество начинает испаряться, образуются пузырьки пара. Тормозная жидкость с несжимаемой станет сжимаемой. При этом усилия водителя остановить авто не увенчаются успехом, ведь педаль тормоза упрется в пол, а транспортное средство будет продолжать движение. После охлаждения тормозная жидкость снова станет несжимаемой, и тормоза начнут работать. Чтобы не допускать подобных ситуаций, необходимо тщательно следить и своевременно проверять состояние тормозной жидкости, при необходимости менять ее.
На полигликолевой основе все тормозные жидкости обладают свойствами гигроскопичности (поглощают водяные пары из окружающей среды). Попадает вода в тормозную систему, в основном через крышку заливной горловины расширительного бачка. Отобразить механизм попадания воды в тормозную жидкость можно так:
- при повышении температуры окружающей среды воздух в бачке расширяется, создает избыточное давление;
- давление стравливается через резьбовое соединение крышки и компенсационный клапан;
- при понижении температуры воздух сжимается, возникает зона пониженного давления;
- бачок начинает всасывать внутрь воздух в сочетании с влагой.
Немаловажный параметр классификации тормозной жидкости – вязкость. Этот показатель особо важен в условиях зимы. Она не должна быть более 1800мм/с². Чем плотнее тормозная жидкость, тем сложнее ее прокачать по трубопроводу передних и задних колес. Густое вещество затрудняет срабатывание тормозов, увеличивает время реакции тормозных колодок. Замерзшая жидкость вовсе блокирует всю тормозную систему, а слишком жидкая повышает вероятность течи. Очень важно, чтобы вязкость соответствовала установленным стандартам. Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе.
Резиновые уплотнения не должны уменьшаться, разбухать или давать усадку в тормозной жидкости. Они обязаны сохранять размер, не терять эластичность. Какие либо изменения вкладок затрудняют перемещение в цилиндре поршня (разбухание манжетов), теряется герметичность из-за утечек (просевшие вкладыши). Процесс передачи усилия от педали к тормозным колодкам нарушается или прекращается вообще.
В состав тормозных жидкостей входят вещества, агрессивно воздействующие на стальные, чугунные и алюминиевые детали. Способность тормозной жидкости корродировать металлы приведет к тому, что поршни закиснут, манжеты потеряют эластичность и станут менее стойкими к износу. Чтобы механизмы тормозной системы работали бесперебойно, поршни, цилиндры и манжеты меньше изнашивались и не деформировались, тормозная жидкость должна обволакивать и смазывать их рабочие поверхности. Для этого изготовители тормозных жидкостей добавляют различные пакеты присадок, обеспечивающие антикоррозийные свойства их поверхностям.
Читать другие статьи...